Загадка острова Пасхи

Загадка острова ПасхиРАПАНУИ — вулканический остров, площадью 170 квадратных километра, на котором нет почти деревьев, — считается самым отдаленным заселенным лоскутком земли. Сегодня весь остров — это исторический музей под открытым небом с чудесной экспозицией каменных статуй, которые называются «моаи». Создала их цветущая когда-то цивилизация.

Моаи — это великаны, вытесаны из вулканической породы. Некоторые из них так глубоко вошли в землю, что на поверхности виднеются лишь их гигантские головы.

В других выступает также торс, а еще другие красуются в каменных шляпах — «пукао». Большинство этих статуй лежат незаконченными в каменоломнях или разбросанными по древним дорогам. Такое впечатление, будто рабочие только что покидали свои инструменты и пошли прочь. Лица великанов, которые стоят, возвращены вглубь острова.

Некоторые из них находятся в одиночестве, а другие выстроились рядами до 15 статуй.

Не удивительно, что моаи уже долгое время интригуют посетителей.

В последние годы ученым в конечном итоге удалось поднять край завесы над загадочными моаи и понять причину гибели процветающей цивилизации, которая их построила. Интересно, что открытия ученых ценны не только с исторической точки зрения. Как говорится в «Британской энциклопедии», они содержат «важный урок для современного мира».

Этот урок касается нашего поведения с Землей, особенно использование ее природных ресурсов. Конечно, наша планета намного более сложна малого острова и отличается большим биологическим разнообразием, но это не значит, что не стоит считаться с тем, что случилось из Рапануи. Поэтому рассмотрим, коротко основные вехи истории этого островка. Наш рассказ начнется с событий, когда сюда прибыли на океанских каноэ семьи первооткрывателей. За ними могли наблюдать разве что морские птицы, сотни которых кружили над берегами.

Райский остров

Островок не мог похвастаться большим многообразием растительного мира, но здесь росли густые пальмовые леса и деревья хаухау и торомиро. Кроме того, остров украшали кустарники, папоротники и буйные травы. На этом одиноком лоскутке земли весело порхало, шесть видов сухопутных птиц, сов, цапель и попугаев. По сообщению журнала «Дискавер», Рапануи также был самой «богатой колонией морских птичек во всей Полинезии или и даже в бассейне Тихого океана».

Существует мысль, что поселенцы привезли с собой на островок кур и крыс, которых считали деликатесом, а также разные сельскохозяйственные культуры: таро, ямс, картофель, бананы и тростник. Почвенный слой была достаточно плодородным, поэтому они немедля принялись расчищать участки леса под огороды. А поскольку количество жителей острова росли, приходилось отбирать у дикой природы все большую площадь. Однако территория Рапануи была ограничена, равно как и количество деревьев, которых вначале здесь было достаточно.

История Рапануи

Все сведения о Рапануи пришли, по существу, из трех источников исследований: спорово-пыльцевого анализа, археологических находок и палеонтологии. Для спорово-пыльцевого анализа берутся образцы пыльцы из осадка водоемов и болот. Эти образцы обнаруживают, какой растительный мир и в какой численности рос в определенном месте в течение многих веков. Чем из более глубоких слоев осадка берутся образцы, тем о более давних временах они «рассказывают».

Археология и палеонтология сосредоточиваются на изучении поселений, домашней утвари, моаи, останки животных, мясо которых употребляли в еду и тому подобное. Все найденные письменные достопримечательности рапануйцов выполнены иероглифическим письмом, которое трудно расшифровать, потому даты событий, которые предшествовали их контакту с европейцами, приблизительные и много предположений невозможно довести. К тому же, как показано ниже, некоторые исторические периоды накладывались один на другой. Все поданы жирным шрифтом годы касаются нашей эры.

400 год. На остров высаживается около 20-50 полинезийцев. Они, вероятно, прибыли на 15-метровых или и более длинных двойных каноэ, каждое из которых могло перевезти свыше 8000 килограммов груза.

800 год. Количество древесной пыльцы в осадке уменьшается, что намекает на начало уничтожения лесов. Становится больше травяная пыльца, поскольку некоторые из расчищенных участков покрылись травой.

900-1300 годы. Почти треть костей животных, мясо которых употребляют в еду, представляют кости дельфинов. Островитяне отправляются в открытое море за дельфинами на больших каноэ, выдолбленных из стволов могучих пальм. Стволы деревьев также используются для передвижения и установления моаи, которых на то время уже начали вытесывать из скалы. Продолжается вырубка лесов на дрова и для сельскохозяйственных целей.

1200-1500 годы. Сооружение статуй в расцвете. Рапануйцы выделяют огромные ресурсы для изготовления моаи и церемониальных платформ, на которых они стоят. Археолог Джоу Энн ван Тилбург пишет: «Четко видно, что общественный строй на острове Рапануи поощрял к сооружению большего количества и более грандиозных размеров скульптур». Она прибавляет, что «за время от 800 до 1300 лет было вытесано около 1000 статуй… одна на каждых семь-девять жителей, если брать большое их число».

Хотя каменным великанам, вероятнее всего, не боготворили, они исполняли обусловленную важность в похоронных и земледельческих обрядах. Вероятно, их считали обителью духов. Кроме того, моаи, по-видимому, были символом могущества своих мастеров, их происхождения и общественного положения.

1400-1600 годы. На острове проживает наивысшее количество лиц — от 7000 до 9000. Исчезают последние лоскутки леса, а причина частично кроется в исчезновении местных птичек, которые опыляли деревья и разносили семена. «Все без исключения виды местных сухопутных птиц вымерли», — говорится в журнале «Дискавер». Уничтожению лесов также способствовали крысы, поскольку есть доказательства, что они поедали пальмовые орехи.

Вскоре началась эрозия почвы, ручьи стали высыхать и все сильнее сказывался недостаток воды. В начале XVI века перестали появляться кости дельфинов, возможно из-за того, что исчезли большие деревья, из которых изготовляли океанские каноэ. Дорога из острова была отрезана. В поисках пищи островитяне истребили всех морских птиц, и стали больше есть кур.

1600-1722 годы. Из-за отсутствия деревьев, интенсивное использование земли и истощение почв урожаи сильно уменьшились. Начался большой голод. Рапануйцы разделились на два враждебных лагеря. Появились первые признаки общественного непорядка, возможно даже каннибализма. Наступило время войн. Ради безопасности люди перевелись проживать в пещерах. В начале XVIII века населения уменьшилось до 2000 человек.

1722 год. Остров открывает голландец Якоб Роггевен. Он первый европеец, который ступил на эту землю. Роггевен нарек ее островом Пасхи, поскольку случилось это в день Пасхи. Вот что он говорит о своих первых впечатлениях: «Опустошение, которое я увидел на [острове Пасхи], недвусмысленно свидетельствовало об ужасной убогости и истощении земли».

1770 год. Приблизительно в это время враждующие кланы рапануйцев начали сбрасывать друг другу статуи. Когда в 1774 году сюда пожаловал британский путешественник капитан Джеймс Кук, то увидел много сваленных каменных великанов.

1804-1863 годы. Учащаются контакты с другими цивилизациями. Рабство, которое процветает теперь в бассейне Тихого океана, а также болезни собирают на острове свою ужасную дань. Традиционная культура Рапануи, по существу, исчезает.

1864 год. Все моаи свалено, а немало даже преднамеренно обезглавлено. 1872 год. На островке остается лишь 111 туземца.

В 1888 году Рапануи стал провинцией Чили. В последние годы его населения составляет около 2100 человек, среди которых коренных жителей совсем немного. Власти Чили объявили целый остров исторической достопримечательностью. Чтобы сохранить уникальные особенности и историю Рапануи, много статуй было опять установлено на их местах.

Урок для наших времен

Почему рапануйцы не видели, куда они направляются, и не пытались отвернуть несчастья? Вот что говорят об этом разные исследователи.

«Лес… не исчез в один день. Его теряли понемногу, в течение многих десятилетий… Голос любого островитянина, который бы попробовал предостеречь об опасности все более масштабного уничтожения лесов, заглушили бы производители статуй, бюрократы и местные вожди, которые имели из этого выгоду» («Дискавер»).

«За то, как они решили выражать собственные политические и духовные идеи, им пришлось расплатиться своим островным миром, от природы которого осталось само лишь упоминание» («Остров Пасхи: археология, экология и культура», англ.).

«История Рапануи наводит на мысль, что неконтролируемый экономический рост и стремление выкачать из природы все к последней капле — присущие не только индустриализированному миру, а людям в целом» («Нешнл джиогрефик»).

А что, когда нынешние люди тоже не изменятся? Что, когда они и в дальнейшем будут идти по пути, губительным для экологии нашей Земли — нашего островка в безграничном космосе? По словам одного писателя, мы имеем большое преимущество над Рапануи. «История других погибших цивилизаций» убедительно предостерегает нас перед опасностью.

Однако следует спросить, или человечество считается с этой историей? Учитывая поражающую скорость, с которой уничтожаются огромные участки лесов и вымирают представители зоологического мира, можно сказать, что нет. В книжке «Остров Пасхи — островок Земля» (англ.) содержится такая интересная мысль: «Тот, кто вырубил [на Рапануи] последнее деревце, знал, что оно последнее, но все-таки срубил его». Должны поменять свое верование».

«Если и существует какой-то выход, — добавляется в книжке «Остров Пасхи — островок Земля», — то, если бы воспользоваться им, мы, бесспорно, должны внести изменения в свои взгляды. Наши нынешние боги экономического роста, науки и техники, постоянного повышения уровня жизни и движущей силы конкуренции — боги, которых мы считаем всесильными, — напоминают гигантские статуи на платформах из острова Пасхи. Каждое село пыталось возвести большую статую, чем у соседей. …Все больше усилия шло на ценное… но бессмысленное вычесывание из камня, перевозки и установления великанов».

Хотя жители этого острова называют его Рапануи, а себя рапануйцами, он больше известен как остров Пасхи, а его жители — как пасхальцы.

Нет комментариев